Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
В соответствии с п.28 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В МБОУ «Хиславичская СШ» - 3 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшими составляющими условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:
- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;
- создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее.
Специальные образовательные условия воспитания и обучения для школьников с задержкой психического развития:
1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
8. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Технические средства используются при проведении уроков информатики, проходят с специализированном кабинете.
4. Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование.
В школе есть специализированное оборудование – документ-камера, ноутбук, которое может быть использовано для дистанционного обучения.
5. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать во всех мероприятиях, проводимых в школе.
6. Обеспечение доступа в здание МБОУ «Хиславичская СШ».
Для свободного доступа к местам занятий в школе имеется:
пандус, кнопка экстренного вызова, расширенные дверные проемы.
7. Оказание психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями.
Обучающимся с органиченными возможностями здоровья оказывают:
психологическую помощь - Зайцева Екатерина Васильевна, Ефимова Ольга Анатольевна, педагоги-психологи и логопедическую помощь - Мылова Елена Дмитриевна, учитель-логопед.