Получить электронную услугу
Правила приема, перевода, отчисления
Записать ребенка в школу онлайн
Вакантные места для приема (перевода)
Правила приема
Все про зачисление ребенка в первый класс в 2024 году: действующие правила, сроки, перечень документов, льготники и прочие нюансы
Правовое регулирование Порядок зачисления детей в первый класс в 2024-2025 учебном году регламентируется следующими документами:
- Приказом Минпросвещения от 2 сентября 2020 года №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- ФЗ-273 от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
Последние изменения в порядок зачисления детей в первый класс внес Приказ Минпросвещения России от 30 августа 2023 г.№642.Они вступили в силу с 7 октября 2023 года.
Что изменится в 2024 году
Изменения порядка зачисления ребенка в школу по сравнению с 2023 годом не существенные.
В перечень льготников, которым теперь положено внеочередное право на зачисление в 1 класс, включили детей, чей отец погиб на СВО или позднее из-за полученных ранений, травм и заболеваний:
- военнослужащих;
- добровольцев;
- сотрудников Росгвардии.
Прием обучающихся в 1 класс
МБОУ "Хиславичская СШ" объявляет набор в 1 класс на 2024-2025 учебный год детей, достигших к началу момента обучения возраста шести с половиной лет, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста восьми лет.
Приём заявлений в 1 класс школы для лиц с закреплённых территорий за МБОУ "Хиславичская СШ" начнется с 29 марта 2024 г. по 30 июня 2024 г. Директор школы издает Приказ о приеме на обучение детей, проживающих на закрепленной территории, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс. Для детей, не зарегистрированных на закреплённой за школой территории, приём в класс будет осуществляться с 06.07.2024 г. до 05.09. 2024 г. при наличии свободных мест.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учредитель вправе разрешить приём детей в учреждение на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Как подать заявление на зачисление в 1 класс
Направить документы и заявление для поступления в школу можно очно или в формате онлайн. В 2024 году заявление на зачисление в 1 класс передают одним из способов на выбор:
- через портал Госуслуги;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- лично в школе.
Возможность подачи заявлений на обучение в первый класс будет отрыта с 00.00 часов (по МСК) 29.03.2023 на Едином портале госусулуг https://www.gosuslugi.ru/ и на портале госуслуг Смоленской области https://pgu.admin-smolensk.ru/.
На Едином портале госусулуг https://www.gosuslugi.ru/ для родителей (законных представителей) с 18.03.2023 будет доступен черновик заявления, который можно заполнить заранее и направить его в день приема заявлений.
Сколько лет должно быть ребенку
На момент поступления в школу ребенку должно быть не менее 6,5 лет и не более 8 лет. Если ребенок младше 7 лет, то у него не должно быть противопоказаний для посещения школы по состоянию здоровья.
Родители вправе обратиться с заявлением в школу, чтобы их ребенка зачислили в первый класс раньше 6,5 лет или позже 8 лет. Но предварительно им необходимо получить разрешение от учредителя школы и пройти медицинскую комиссию ПМПК, подтверждающую готовность ребенка до 6,5 лет к прохождению образовательной программы.
Обращаться с подобной просьбой необходимо в отдел (комитет/департамент) образования или администрацию района. Но нужно учесть, что удовлетворять заявление родителей учредители не обязаны (согласно ч.1 ст.67273-ФЗ «Об образовании»).
У кого есть льготы по зачислению в первый класс
Льготами по зачислению ребенка в 1 класс обладают дети с первоочередным, преимущественным или внеочередным правом зачисления. Первоочередным правом зачисления обладают дети:
- сотрудников полиции (в том числе, погибших и уволенных по состоянию здоровья), находящиеся на иждивении сотрудника полиции;
- сотрудников ОВД;
- сотрудников ФСИН, МЧС, ГНК, ФТС (в том числе, погибших);
- военнослужащих по месту проживания семей.
Преимущественное право имеют дети, чьи братья/сестры уже посещают эту школу. В новой редакции приказа подчеркивается, что льготой могут воспользоваться как полнородные, так и не полнородные братья, и сестры. Внеочередным правом обладают дети прокуроров, судей и следователей — распространяется только на школы с интернатами. Также вне очереди в школы по месту жительства их семей зачисляют детей погибших военнослужащих, добровольцев и сотрудников Росгвардии.
Список документов, которые нужны для зачисления в школу
Полный перечень документов, которые потребуется родителям при зачислении в первый класс, включает:
- паспорт родителя;
- свидетельство о рождении ребенка (или иной документ, подтверждающий родство);
- документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства или по месту пребывания (если ребенок проживает на закрепленной территории).
Это свидетельство о регистрации по месту жительства: для зачисления в школу подойдет как постоянная, так и временная регистрация. Это базовый набор документов, который потребуются всем будущим первоклассникам. В зависимости от ситуации в школе дополнительно запрашивают: o копию свидетельства о рождении братьев или сестер, которые посещают данную школу;
- копию документа, подтверждающего установление опеки/попечительства; o копии документов, подтверждающих право на внеочередное или первоочередное зачисление (справку с места работы родителей); копию заключения ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии;
- согласие родителей на прохождение обучения по адаптированной программе; o документы, подтверждающие законность пребывания на территории РФ (для иностранных граждан);
- разрешение комиссии о приеме в первый класс ребенка возрастом до шести с половиной лет или более 8 лет; o вид на жительство или разрешение на временное проживание — для иностранцев. Согласно п.27 Приказа №458 список документов является исчерпывающим и школа не вправе требовать от родителей дополнительные сведения при зачислении. Но учебное заведение вправе запросить документальное подтверждение имеющихся льгот.
При подаче заявления через госуслуги школа не вправе требовать оригиналы и копии документов за исключением подтверждающих льготы сведений.
Документы для зачисления в 1 класс стоит подготовить заблаговременно. Наиболее длительной является подготовка свидетельства о регистрации ребенка. Но если к моменту зачисления документ еще не готов, разрешается предъявить справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства. А вот, например, предъявить договор аренды или свидетельство о праве собственности для подтверждения проживания на закрепленной за школой территории родители не вправе.
Какие сведения необходимо указать в заявлении
Заявление о зачислении ребенка в первый класс должно содержать:
- ФИО ребенка; o дату рождения ребенка; o адрес проживания ребенка;
- ФИО родителя и адрес проживания; o электронную почту и телефон родителя;
- указание на льготы (если есть);
- потребность ребенка в обучении по адаптированной программе по заключению ПМПК и согласие родителя на данную программу; o язык образования (при необходимости).
Также родителям нужно подтвердить, что они ознакомились с лицензией и уставом на образовательную деятельность и соглашаются на обработку персональных данных. Подавать заявление на зачисление ребенка может любой из родителей, независимо от того, проживает ли он совместно с ребенком по одному адресу или нет.
Как подать заявление в первый класс через Госуслуги
Чтобы передать заявление на зачисление ребенка в первый класс через госуслуги нужно придерживаться следующего порядка действий:
1. Перейти на портал госуслуги и набрать в поисковой строке «Запись в 1 класс».
2. Выбрать опцию «Подать заявление».
3. Пройти авторизацию с помощью логина и пароля.
4. Заполнить электронную форму заявления.
5. Убедиться в том, что заявление принято и дождаться решения школы (отслеживать статус можно в личном кабинете).
6. Получить уведомление об успешном получении заявления. Чтобы упростить процесс подачи заявления на зачисление ребенка рекомендуется заблаговременно проверить в личном кабинете персональные данные, а также добавить сведения о детях.
Когда ребенка зачислят в школу
Сведения о том, зачислили ли ребенка в школу, появятся не ранее 3 июля, так как первоначально школа будет собирать все заявления, а потом – у нее есть 3 дня на издание приказов о зачислении. Детей не по месту прописки будут принимать на свободные места вплоть до 5 сентября. Приглашение в школу родители получат не ранее чем через 10, но не позднее, чем через 30 рабочих дней. Приказ о зачислении школа сформирует в течение 5 рабочих дней после передачи оригиналов документов.
Что делать, если в приеме отказали?
Отказать в приеме ребенка школа может только если закончились свободные места или родители предоставили недостоверные сведения в заявлении. Также частными причинами для отказа будут:
1. Несоблюдение сроков подачи заявления.
2. На ребенка поступил более одного заявления. На каждого ребенка можно подать только одно заявление, все остальные будут аннулированы.
3. Возраст ребенка не отвечает установленным требованиям.
4. Документы в школу принес человек, не являющийся законным представителем ребенка.
5. Оригиналы документов не соответствуют заявленным сведениям.
6. Заявитель не передал оригинал документы в назначенные сроки.
Прием обучающихся в 10 класс
На уровень среднего общего образования в школу принимаются обучающиеся, в полном объеме освоившие общеобразовательную программу основного общего образования, при условии наличия мест для обучения в школе.
Прием документов производится с июня текущего года, в течение всего учебного года. Приём обучающихся на уровень среднего общего образования в течение учебного года осуществляется при наличии документов о промежуточной аттестации обучающегося.
Правила приема обучающихся из других
образовательных учреждений
При наличии свободных мест в школе могут быть приняты лица, не имеющие среднего общего образования: в порядке перевода из другого
образовательного учреждения, реализующего образовательные программы соответствующего уровня; ранее получавшие общее образование в иных формах после установления уровня освоенных программ.
При переводе обучающихся из других общеобразовательных учреждений для получения общего образования в очной форме администрация школы руководствуется следующими правилами: прием в порядке перевода из другого общеобразовательного учреждения
осуществляется на основании заявления о приеме, поданного родителями (законными представителями) ребенка. Заявление о приеме должно содержать информацию, указанную в п. 2.3. настоящего Порядка, а также указание изучаемого иностранного языка. Вместе с заявлением о приеме необходимо представить документы, предусмотренные п. 2.4. (при их наличии) и п. 2.5. настоящего Положения. Приём обучающихся на уровень основного общего образования в течение учебного года также осуществляется при наличии документов о промежуточной аттестации обучающегося. 5.5. При приеме в порядке перевода из другого общеобразовательного учреждения родители (законный представители) обучающеюся дополнительно представляют личное дело обучающеюся, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
Заявителю, не проживающему на закреплённой территории, может быть отказано в приеме заявления в порядке перевода ребёнка из другого
общеобразовательного учреждения только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
Правила перевода
Учащиеся на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, освоившие в полном объёме образовательные программы учебного года, переводятся в следующий класс. Перевод в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета.
На основании решения педагогического совета директором издаётся приказ о переводе в следующий класс учащихся школы. Приказ доводится до сведения родителей (законных представителей) учащихся.
В случае перевода несовершеннолетнего учащегося в другое образовательное учреждение по инициативе его родителей (законных представителей), родители (законные представители):
- осуществляют выбор принимающего учреждения;
- обращаются в выбранное учреждение с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;
- при отсутствии свободных мест в выбранном учреждении обращаются в Управление образования МО Администрации Дебесский район для определения принимающего учреждения из числа муниципальных образовательных учреждений;
- обращаются в исходное учреждение с заявлением об отчислении учащегося в связи с переводом в принимающее учреждение.
Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.
Правила отчисления
Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением учащегося из учреждения:
- в связи с получением образования (завершением обучения);
- досрочно по основаниям:
- по инициативе учащегося и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося, в том числе в случае перевода учащегося для продолжения освоения образовательной программы в другое учреждение, осуществляющее образовательную деятельность;
- по инициативе школы в случае применения к учащемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
- по обстоятельствам, не зависящим от сторон образовательных отношений, в том числе в случае ликвидации учреждения.
Порядок и основание восстановления учащихся
Восстановление учащегося в школе, если он досрочно прекратил образовательные отношения по своей инициативе и (или) инициативе
родителей (законных представителей), проводится в соответствии с Правилами приема учащихся в школу.
Лица, отчисленные ранее из учреждения, не завершившие образование по основной образовательной программе, имеют право на восстановление в число учащихся образовательного учреждения независимо от продолжительности перерыва в учебе, причины отчисления. Право на восстановление в учреждение имеют лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Восстановление лиц в число учащихся учреждения осуществляется только на свободные места. Восстановление учащегося производится на основании личного заявления родителей (законных представителей) на имя директора учреждения.
Решение о восстановлении учащегося принимает директор учреждения, то оформляется соответствующим приказом. При восстановлении в учреждении заместитель директора по учебновоспитательной работе устанавливает порядок и сроки ликвидации академической задолженности (при наличии таковой). Учащимся, восстановленным в учреждение и успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается государственный документ об образовании установленного образца.